Система сбалансированных показателей
Этап 1. Диагностика системы управления.
На данном этапе проводятся следующие работы:
- оценивается текущая стратегия предприятия, включая положение на рынке, целостность и системность поставленных стратегических целей, понимание их руководителями и сотрудниками, применение в оперативном управлении, контроль за реализацией.
- оценивается технология процесса производства и реализации каждого продукта предприятия (бизнес-процессы). Оценка технологии включает анализ того, как выполняются основные части бизнес-процесса: анализ потребительских свойств продукта, его проектирование, приобретение комплектующих, производство, контроль качества, реализация и послепродажное сопровождение.
- оценивается технология выполнения ключевых функций управления предприятием в целом, включая функции анализа рынка, стратегического и оперативного планирования, учета и контроля за реализацией планов, распределения финансов и учета движения денежных средств, проведения кадровой политики и т.д.
- проводится оценка структуры управления компанией, т.е. взаимосвязь между процедурами, которые составляют бизнес-процессы и ключевые функции управления. В ходе оценки анализируется модель управления, четкость разделения на функциональные и вспомогательные подразделения, структура административного подчинения и функционального взаимодействия, схема информационных потоков, а также их соответствие стратегии и модели управления.
Методами управленческого аудита являются стандартные процедуры экспертного консультирования: установочные и экспертные интервью, анализ документов, сбор данных, и формализованное описание процедур.
В результате диагностики дается оценка следующих параметров системы управления предприятием:
- комплексность процедур по отслеживанию ситуации на рынке, стратегическому целеполаганию и тактическому планированию;
- распределение областей ответственности среди высшего руководства и функциональных обязанностей между подразделениями;
- информационное взаимодействие между сотрудниками в рамках выполнения основных бизнес-процессов;
- наличие и качество стандартов выполнения работ по производству, поставке и реализации продукции.
Система сбалансированных показателей
Этап 1. Диагностика системы управления.
На данном этапе проводятся следующие работы:
- оценивается текущая стратегия предприятия, включая положение на рынке, целостность и системность поставленных стратегических целей, понимание их руководителями и сотрудниками, применение в оперативном управлении, контроль за реализацией.
- оценивается технология процесса производства и реализации каждого продукта предприятия (бизнес-процессы). Оценка технологии включает анализ того, как выполняются основные части бизнес-процесса: анализ потребительских свойств продукта, его проектирование, приобретение комплектующих, производство, контроль качества, реализация и послепродажное сопровождение.
- оценивается технология выполнения ключевых функций управления предприятием в целом, включая функции анализа рынка, стратегического и оперативного планирования, учета и контроля за реализацией планов, распределения финансов и учета движения денежных средств, проведения кадровой политики и т.д.
- проводится оценка структуры управления компанией, т.е. взаимосвязь между процедурами, которые составляют бизнес-процессы и ключевые функции управления. В ходе оценки анализируется модель управления, четкость разделения на функциональные и вспомогательные подразделения, структура административного подчинения и функционального взаимодействия, схема информационных потоков, а также их соответствие стратегии и модели управления.
Методами управленческого аудита являются стандартные процедуры экспертного консультирования: установочные и экспертные интервью, анализ документов, сбор данных, и формализованное описание процедур.
В результате диагностики дается оценка следующих параметров системы управления предприятием:
- комплексность процедур по отслеживанию ситуации на рынке, стратегическому целеполаганию и тактическому планированию;
- распределение областей ответственности среди высшего руководства и функциональных обязанностей между подразделениями;
- информационное взаимодействие между сотрудниками в рамках выполнения основных бизнес-процессов;
- наличие и качество стандартов выполнения работ по производству, поставке и реализации продукции.
В результате данного этапа Заказчик получает следующие отчетные документы:
- Отчет «О соответствии системы управления стратегическим целям и задачам Компании»;
- «Концепция развития системы управления Компании».
Разработанные документы отражают текущее состояние и необходимые изменения в системы управления в разрезе 4-х составляющих:
- Стратегия развития;
- Финансовая стратегия;
- Учет и планирование;
- Персонал и развитие.
Этап 2. Оптимизация системы управления.
На данном этапе консультанты осуществляют настройку и реорганизацию действующих систем управления, внедрение новых инструментов управления. Данные изменения проводятся в соответствии с разработанной «Концепцией развития системы управления Компании» и затрагивают только «узкие места», отмеченные в Концепции.
Направление «Стратегия развития».
При оптимизации данного направления консультанты осуществляют следующие работы:
- Формализация стратегии развития Компании.
- Разработка системы ключевых показателей деятельности KPI, характеризующих эффективность бизнеса.
- Разработка специальных карт KPI для всех уровней управления.
- Разработка системы планирования и управления KPI.
- Разработка системы закрепления ответственности руководителей и ответственных сотрудников за достижение значимых уровней KPI и мотивации по результатам выполнения KPI.
- Разработка системы контроля выполнения KPI.
В результате работ по данному направлению Заказчик получает:
- Четко и ясно сформулированные, разделяемые и принимаемые персоналом цели развития вашей Компании на разные периоды ее жизнедеятельности (год, два, пять, десять лет).
- Набор ключевых показателей деятельности
- Набор стратегических карт
- Методику расчета ключевых показателей деятельности
- Регламент планирования и контроля исполнения KPI.
- Регламент системы мотивации сотрудников.
Направление «Финансовая стратегия».
При оптимизации данного направления консультанты осуществляют следующие работы:
- Анализ текущей структуры капитала, ее основных параметров, расчет средневзвешенной стоимости капитала.
- Анализ кредитного портфеля, расчет эффективных ставок кредитования, расчет эффективности использования заемного капитала.
- Разработка целевой структуры капитала и прогнозирование источников финансирования в долгосрочном периоде в соответствии со стратегией развития компании, основанные на принципах достаточности ресурсов для устойчивого развития Компании, неразрывности денежного потока и минимизации платежей по обслуживанию долга.
- Определение параметров заемщика и целевых показателей сделок (суммы сделок, ставки кредитования, сроки, залоговое обеспечение) для формирования пула потенциальных кредиторов компании.
- Разработка документов, необходимых для проведения переговоров с финансовыми институтами (инвестиционный меморандум, бизнес-план развития, презентация Компании).
- Проведение переговоров и презентаций Компании в финансовых институтах.
- Подготовка необходимых документов для заключения сделок финансирования и их сопровождение.
- Последующее сопровождение Финансовой стратегии
В результате работ по данному направлению Заказчик получает:
- Отчет «Финансовая стратегия Компании на 200х – 20хх гг.».
- «План привлечения заемного капитала и использования финансовых инструментов на 200х – 20хх гг.».
- Инвестиционный меморандум Компании.
- Презентация Стратегии развития Компании.
Направление «Учет и планирование».
Основными задачами работ по данному направлению являются разработка материалов, необходимых для успешного функционирования систем управленческого учета и бюджетирования.
Данный этап включает в себя следующие работы:
- Определение пользователей управленческой отчетности и их информационных потребностей;
- Определение возможностей и ограничений существующей учетной автоматизированной системы;
- Формирование Концепции будущей системы управленческого учета и ее согласование у высшего менеджмента компании; Формирование управленческого плана счетов; Формирование аналитики (аналитических справочников) управленческого учета;
- Формирование управленческой учетной политики Компании;
- Формирование набора форматов управленческих отчетов для различных уровней управления;
- Формирование регламентирующих документов по системе управленческого учета;
- Разработка Концепции системы бюджетирования и ее согласование у высшего менеджмента компании;
- Разработка финансовой структуры Компании (иерархии центров финансовой ответственности (ЦФО));
- Разработка бюджетной структуры Компании;
- Проектирование бизнес-процессов планирования, контроля и анализа;
- Формирование регламентирующих документов по системе бюджетирования (например, положение по системе бюджетирования, регламент подготовки контрольных и основных показателей работы компании, регламент подготовки основного бюджета, регламент подготовки отчетов об исполнении бюджета).
В результате данного этапа Заказчик получает систему управленческого учета и бюджетирования, настроенную на полноценное функционирование системы управления и принятия решений.
На основании работ по данному направлению Заказчик получает:
- Согласованная концепция Системы управленческого учета Компании.
- Согласованная с руководством Компании Концепция системы бюджетирования.
- Финансовая структура Компании (структура ЦФО);
- Список пользователей управленческой отчетности по уровням управления;
- План счетов управленческого учета с набором аналитических справочников;
- Управленческая учетная политика Компании;
- Регламент системы управленческого учета.
- Регламент системы управленческой отчетности.
- Регламент процесса бюджетирования.
- Регламент исполнения бюджета и осуществления платежей
- Методика проведения план-фактного анализа бюджетов.
- Набор форм управленческих отчетов Компании;
- Набор бюджетов компании и схема их консолидации;
Направление «Персонал и развитие».
При оптимизации данного направления консультанты осуществляют следующие работы:
- Проводят мероприятия по переподготовке и повышению квалификации сотрудников Службы персонала (далее – СП). Осуществляют мероприятия, направленные на создание корпоративной культуры и эффективных взаимодействий в рамках деятельности СП.
- Осуществляют мероприятия, необходимые для достижения СП необходимых функциональных уровней.
- Разрабатывают систему оценки качества деятельности СП.
- Разрабатывают материалы методической поддержки процесса подбора персонала:
- минимальные требования к вакантным должностям (в разрезе образования, опыта работы, необходимой квалификации),
- разработка методов первичной диагностики и отбора кандидатов,
- разработка анкет соискателей для различных уровней вакансий,
- разработка структуры интервью в соответствии со спецификой вакансии и учетом корпоративной культуры организации,
- разработка специализированных тестов, заданий и кейсов для различных уровней вакансий, предназначенных для оценки профессионального опыта и психологических особенностей кандидатов, их способностей к личностному и профессиональному росту, склонностей к роду профессиональных занятий и прочих характеристик кандидатов.
- Разрабатывают материалы методической поддержки процесса адаптации персонала:
- планы мероприятий по адаптации принятого персонала в разрезе уровней должностей (производственный персонал, специалисты, менеджмент компании, специализации профессий).
- разработка анкет оценки новым персоналом своего места в компании, уровня удовлетворенности работой,
- методики проведения работ по результатам проведенных опросов.
- Разрабатывают материалы методической поддержки процесса развития персонала:
- требования к уровню развития специалистов компании, основанных на требованиях к их профессиональным обязанностям и текущем уровне профессионального развития и навыков,
- план проведения обучающих и развивающих мероприятий,
- разработанные внутренние обучающие мероприятия,
- требования к внешним обучающим мероприятиям.
- Разрабатывают материалы методической поддержки процесса аттестации персонала:
- методики проведения аттестации персонала в разрезе специальностей,
- анкеты, опросные листы, листы оценки сотрудников,
- методы проведения аттестации персонала,
- методики оценки персонала,
- формы заключений об итогах аттестации.
В результате проведения работ по данному направлению Заказчик получает:
- новый бизнес-процесс работы СП, направленные на максимально эффективное выполнение функциональных задач. Качественное изменение достигается за счет повышения квалификации сотрудников СП, внедрения системы мотивации сотрудников СП,
- полный комплекс методических материалов, направленных на оптимизацию деятельности Службы персонала, сокращение временных и материальных затрат на осуществление бизнес-процессов СП.
Управленческий аудит
Управленческий аудит – аудит, направленный на оценку эффективности менеджмента и управление бизнесом.
Основной целью управленческого аудита является оценка уровня готовности предприятия и его сотрудников к эффективной работе в соответствие с целями и задачами развития Компании. На основе оценки готовности разрабатывается программа проведения реорганизации системы управления предприятием, привлечения новых или переобучения имеющихся кадров.
Управленческий аудит нужен:
- перед приобретением предприятия или при его целевом инвестировании при консолидации дочерних компаний в централизованный Холдинг
- при реорганизации компании
- при необходимости повышения управляемости филиалов или отделений
- для оптимизации и повышения прозрачности менеджмента, бизнес-процессов производства и реализации и т.д.
Результаты управленческого аудита:
- В результате оценки процедур (бизнес-процессов и ключевых функций), структуры управления, а также их соответствия стратегии и модели управления составляются рекомендации по изменениям в процедурах и структурах, которые следует осуществить для повышения качества менеджмента предприятия.
- Под качественным менеджментом в данном случае понимается эффективная система управления предприятием, а также высокий уровень квалификации высшего и среднего управленческого звена, адекватность функционирования системы управления персоналом целям и задачам организации.
- Под качественным менеджментом в данном случае понимается эффективная система управления предприятием, а также высокий уровень квалификации высшего и среднего управленческого звена, адекватность функционирования системы управления персоналом целям и задачам организации.
В результате аудита менеджмента дается оценка следующих параметров системы управления предприятием:
- комплексность процедур по отслеживанию ситуации на рынке, стратегическому целеполаганию и тактическому планированию;
- распределение областей ответственности среди высшего руководства и функциональных обязанностей между подразделениями;
- информационное взаимодействие между сотрудниками в рамках выполнения основных бизнес-процессов;
- наличие и качество стандартов выполнения работ по производству, поставке и реализации продукции.