Управленческое консультирование

Разработка и совершенствование стратегии развития

Стратегическое управление - это решение ключевых для Компании вопросов. С какими Потребителями, продуктами, партнерами будет работать организация, какими ресурсами нужно/можно располагать для этого, как привлечь и распределить основные ресурсы, на каких секторах рынка позиционироваться и т.д. Разрешить подобные вопросы возможно в ходе формирования бизнес-стратегии и выработки принципиальных управленческих решений, обеспечивающих достижение долгосрочных целей.

В каких случаях целесообразно использовать данную услугу:

  • организация достигла определенных успехов на рынке, пришла пора выбирать дальнейшие пути развития
  • в Компании наблюдается снижение основных экономических показателей благополучия, надо найти причину и устранить досадную тенденцию
  • Вы чувствуете, что рынок требует от Вас изменить стихийное управление Компанией, пора развиваться осмысленно и целенаправленно
  • у Вас много планов, но нет четкого понимания, во что вкладывать деньги: какой план выбрать и как его реализовать

Содержание и процедура консультирования

Наши консультанты в ходе встреч и рабочих сессий с руководящими сотрудниками Компании:

  • определят перспективы, цели и оптимальные пути развития организации,
  • сформируют бизнес-стратегию предприятия,
  • составят план стратегического развития.
  • Основные принципы работы - совместная с руководством Компании-клиента выработка принципиальных управленческих решений, обеспечивающих достижение долгосрочных целей, детализация долгосрочных перспектив в текущих планах деятельности фирмы.

    Обучение

    В зависимости от конкретной ситуации наши консультанты могут порекомендовать провести небольшое - всего шесть-восемь часов, но принципиально важное обучение для ключевых фигур компании по:

    • формированию целей развития организации,
    • определению зон ответственности каждого работника.

    После проведения такого обучения наши специалисты в ходе рабочих индивидуальных и групповых встреч направляют, контролируют и курируют процесс разработки целей развития организации и стратегии их достижения:

    • выбор Проектов, направленных на развитие Компании,
    • управление Проектами,
    • четкое распределение задач, поддерживающих функционирование организации и т.д.

Система сбалансированных показателей

Этап 1. Диагностика системы управления.

На данном этапе проводятся следующие работы:

  • оценивается текущая стратегия предприятия, включая положение на рынке, целостность и системность поставленных стратегических целей, понимание их руководителями и сотрудниками, применение в оперативном управлении, контроль за реализацией.
  • оценивается технология процесса производства и реализации каждого продукта предприятия (бизнес-процессы). Оценка технологии включает анализ того, как выполняются основные части бизнес-процесса: анализ потребительских свойств продукта, его проектирование, приобретение комплектующих, производство, контроль качества, реализация и послепродажное сопровождение.
  • оценивается технология выполнения ключевых функций управления предприятием в целом, включая функции анализа рынка, стратегического и оперативного планирования, учета и контроля за реализацией планов, распределения финансов и учета движения денежных средств, проведения кадровой политики и т.д.
  • проводится оценка структуры управления компанией, т.е. взаимосвязь между процедурами, которые составляют бизнес-процессы и ключевые функции управления. В ходе оценки анализируется модель управления, четкость разделения на функциональные и вспомогательные подразделения, структура административного подчинения и функционального взаимодействия, схема информационных потоков, а также их соответствие стратегии и модели управления.

Методами управленческого аудита являются стандартные процедуры экспертного консультирования: установочные и экспертные интервью, анализ документов, сбор данных, и формализованное описание процедур.

В результате диагностики дается оценка следующих параметров системы управления предприятием:

  • комплексность процедур по отслеживанию ситуации на рынке, стратегическому целеполаганию и тактическому планированию;
  • распределение областей ответственности среди высшего руководства и функциональных обязанностей между подразделениями;
  • информационное взаимодействие между сотрудниками в рамках выполнения основных бизнес-процессов;
  • наличие и качество стандартов выполнения работ по производству, поставке и реализации продукции.

В результате данного этапа Заказчик получает следующие отчетные документы:

  • Отчет «О соответствии системы управления стратегическим целям и задачам Компании»;
  • «Концепция развития системы управления Компании».

Разработанные документы отражают текущее состояние и необходимые изменения в системы управления в разрезе 4-х составляющих:

  • Стратегия развития;
  • Финансовая стратегия;
  • Учет и планирование;
  • Персонал и развитие.

Этап 2. Оптимизация системы управления.

На данном этапе консультанты осуществляют настройку и реорганизацию действующих систем управления, внедрение новых инструментов управления. Данные изменения проводятся в соответствии с разработанной «Концепцией развития системы управления Компании» и затрагивают только «узкие места», отмеченные в Концепции.

Направление «Стратегия развития».

При оптимизации данного направления консультанты осуществляют следующие работы:

  • Формализация стратегии развития Компании.
  • Разработка системы ключевых показателей деятельности KPI, характеризующих эффективность бизнеса.
  • Разработка специальных карт KPI для всех уровней управления.
  • Разработка системы планирования и управления KPI.
  • Разработка системы закрепления ответственности руководителей и ответственных сотрудников за достижение значимых уровней KPI и мотивации по результатам выполнения KPI.
  • Разработка системы контроля выполнения KPI.

В результате работ по данному направлению Заказчик получает:

  • Четко и ясно сформулированные, разделяемые и принимаемые персоналом цели развития вашей Компании на разные периоды ее жизнедеятельности (год, два, пять, десять лет).
  • Набор ключевых показателей деятельности
  • Набор стратегических карт
  • Методику расчета ключевых показателей деятельности
  • Регламент планирования и контроля исполнения KPI.
  • Регламент системы мотивации сотрудников.

Направление «Финансовая стратегия».

При оптимизации данного направления консультанты осуществляют следующие работы:

  • Анализ текущей структуры капитала, ее основных параметров, расчет средневзвешенной стоимости капитала.
  • Анализ кредитного портфеля, расчет эффективных ставок кредитования, расчет эффективности использования заемного капитала.
  • Разработка целевой структуры капитала и прогнозирование источников финансирования в долгосрочном периоде в соответствии со стратегией развития компании, основанные на принципах достаточности ресурсов для устойчивого развития Компании, неразрывности денежного потока и минимизации платежей по обслуживанию долга.
  • Определение параметров заемщика и целевых показателей сделок (суммы сделок, ставки кредитования, сроки, залоговое обеспечение) для формирования пула потенциальных кредиторов компании.
  • Разработка документов, необходимых для проведения переговоров с финансовыми институтами (инвестиционный меморандум, бизнес-план развития, презентация Компании).
  • Проведение переговоров и презентаций Компании в финансовых институтах.
  • Подготовка необходимых документов для заключения сделок финансирования и их сопровождение.
  • Последующее сопровождение Финансовой стратегии

В результате работ по данному направлению Заказчик получает:

  • Отчет «Финансовая стратегия Компании на 200х – 20хх гг.».
  • «План привлечения заемного капитала и использования финансовых инструментов на 200х – 20хх гг.».
  • Инвестиционный меморандум Компании.
  • Презентация Стратегии развития Компании.

Направление «Учет и планирование».

Основными задачами работ по данному направлению являются разработка материалов, необходимых для успешного функционирования систем управленческого учета и бюджетирования.

Данный этап включает в себя следующие работы:

  • Определение пользователей управленческой отчетности и их информационных потребностей;
  • Определение возможностей и ограничений существующей учетной автоматизированной системы;
  • Формирование Концепции будущей системы управленческого учета и ее согласование у высшего менеджмента компании; Формирование управленческого плана счетов; Формирование аналитики (аналитических справочников) управленческого учета;
  • Формирование управленческой учетной политики Компании;
  • Формирование набора форматов управленческих отчетов для различных уровней управления;
  • Формирование регламентирующих документов по системе управленческого учета;
  • Разработка Концепции системы бюджетирования и ее согласование у высшего менеджмента компании;
  • Разработка финансовой структуры Компании (иерархии центров финансовой ответственности (ЦФО));
  • Разработка бюджетной структуры Компании;
  • Проектирование бизнес-процессов планирования, контроля и анализа;
  • Формирование регламентирующих документов по системе бюджетирования (например, положение по системе бюджетирования, регламент подготовки контрольных и основных показателей работы компании, регламент подготовки основного бюджета, регламент подготовки отчетов об исполнении бюджета).

В результате данного этапа Заказчик получает систему управленческого учета и бюджетирования, настроенную на полноценное функционирование системы управления и принятия решений.

На основании работ по данному направлению Заказчик получает:

  • Согласованная концепция Системы управленческого учета Компании.
  • Согласованная с руководством Компании Концепция системы бюджетирования.
  • Финансовая структура Компании (структура ЦФО);
  • Список пользователей управленческой отчетности по уровням управления;
  • План счетов управленческого учета с набором аналитических справочников;
  • Управленческая учетная политика Компании;
  • Регламент системы управленческого учета.
  • Регламент системы управленческой отчетности.
  • Регламент процесса бюджетирования.
  • Регламент исполнения бюджета и осуществления платежей
  • Методика проведения план-фактного анализа бюджетов.
  • Набор форм управленческих отчетов Компании;
  • Набор бюджетов компании и схема их консолидации;

Направление «Персонал и развитие».

При оптимизации данного направления консультанты осуществляют следующие работы:

  • Проводят мероприятия по переподготовке и повышению квалификации сотрудников Службы персонала (далее – СП). Осуществляют мероприятия, направленные на создание корпоративной культуры и эффективных взаимодействий в рамках деятельности СП.
  • Осуществляют мероприятия, необходимые для достижения СП необходимых функциональных уровней.
  • Разрабатывают систему оценки качества деятельности СП.
  • Разрабатывают материалы методической поддержки процесса подбора персонала:
  • минимальные требования к вакантным должностям (в разрезе образования, опыта работы, необходимой квалификации),
  • разработка методов первичной диагностики и отбора кандидатов,
  • разработка анкет соискателей для различных уровней вакансий,
  • разработка структуры интервью в соответствии со спецификой вакансии и учетом корпоративной культуры организации,
  • разработка специализированных тестов, заданий и кейсов для различных уровней вакансий, предназначенных для оценки профессионального опыта и психологических особенностей кандидатов, их способностей к личностному и профессиональному росту, склонностей к роду профессиональных занятий и прочих характеристик кандидатов.
  • Разрабатывают материалы методической поддержки процесса адаптации персонала:
  • планы мероприятий по адаптации принятого персонала в разрезе уровней должностей (производственный персонал, специалисты, менеджмент компании, специализации профессий).
  • разработка анкет оценки новым персоналом своего места в компании, уровня удовлетворенности работой,
  • методики проведения работ по результатам проведенных опросов.
  • Разрабатывают материалы методической поддержки процесса развития персонала:
  • требования к уровню развития специалистов компании, основанных на требованиях к их профессиональным обязанностям и текущем уровне профессионального развития и навыков,
  • план проведения обучающих и развивающих мероприятий,
  • разработанные внутренние обучающие мероприятия,
  • требования к внешним обучающим мероприятиям.
  • Разрабатывают материалы методической поддержки процесса аттестации персонала:
  • методики проведения аттестации персонала в разрезе специальностей,
  • анкеты, опросные листы, листы оценки сотрудников,
  • методы проведения аттестации персонала,
  • методики оценки персонала,
  • формы заключений об итогах аттестации.

В результате проведения работ по данному направлению Заказчик получает:

  • новый бизнес-процесс работы СП, направленные на максимально эффективное выполнение функциональных задач. Качественное изменение достигается за счет повышения квалификации сотрудников СП, внедрения системы мотивации сотрудников СП,
  • полный комплекс методических материалов, направленных на оптимизацию деятельности Службы персонала, сокращение временных и материальных затрат на осуществление бизнес-процессов СП.

Управленческий аудит

Управленческий аудит – аудит, направленный на оценку эффективности менеджмента и управление бизнесом.

Основной целью управленческого аудита является оценка уровня готовности предприятия и его сотрудников к эффективной работе в соответствие с целями и задачами развития Компании. На основе оценки готовности разрабатывается программа проведения реорганизации системы управления предприятием, привлечения новых или переобучения имеющихся кадров.

Управленческий аудит нужен:

  • перед приобретением предприятия или при его целевом инвестировании при консолидации дочерних компаний в централизованный Холдинг
  • при реорганизации компании
  • при необходимости повышения управляемости филиалов или отделений
  • для оптимизации и повышения прозрачности менеджмента, бизнес-процессов производства и реализации и т.д.

Результаты управленческого аудита:

  • В результате оценки процедур (бизнес-процессов и ключевых функций), структуры управления, а также их соответствия стратегии и модели управления составляются рекомендации по изменениям в процедурах и структурах, которые следует осуществить для повышения качества менеджмента предприятия.
  • Под качественным менеджментом в данном случае понимается эффективная система управления предприятием, а также высокий уровень квалификации высшего и среднего управленческого звена, адекватность функционирования системы управления персоналом целям и задачам организации.
  • Под качественным менеджментом в данном случае понимается эффективная система управления предприятием, а также высокий уровень квалификации высшего и среднего управленческого звена, адекватность функционирования системы управления персоналом целям и задачам организации.

В результате аудита менеджмента дается оценка следующих параметров системы управления предприятием:

  • комплексность процедур по отслеживанию ситуации на рынке, стратегическому целеполаганию и тактическому планированию;
  • распределение областей ответственности среди высшего руководства и функциональных обязанностей между подразделениями;
  • информационное взаимодействие между сотрудниками в рамках выполнения основных бизнес-процессов;
  • наличие и качество стандартов выполнения работ по производству, поставке и реализации продукции.